Мониторинг – совокупность мер контроля и непрерывного наблюдения за ходом реализации Программы, осуществляемых на постоянной основе в течение всего периода реализации Программы, включающих в себя сбор и анализ информации о ходе и результатах реализации Программы для создания объективной основы для выработки решений в процессе реализации Программы органами управления Программой.

В ходе реализации Программы осуществляется мониторинг Программы в целом и мониторинг проектов по направлениям реализации Программы.

Направление реализации Программы – это совокупность работ, направленных на реализацию Программы в рамках мероприятия Программы, либо в рамках приоритетного направления (перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899).

Мониторинг проектов по направлениям реализации направлен на решение следующих задач:

  • формирование объективной оценки результатов выполнения работ в рамках направления реализации;
  • своевременное информирование органов управления Программой об отклонениях от нормативных требований при выполнении работ в рамках направления реализации;
  • осуществление консультационно-методической поддержки органов управления Программой и Исполнителей.

Мониторинг проектов в рамках отдельных направлений реализации Программы осуществляют организации-мониторы, привлекаемые Минобрнауки России на конкурсной основе.

В 2014—2017 годах организации-мониторы осуществляли мониторинг проектов по следующим приоритетным направлениям и мероприятиям Программы

  • в области транспортных и космических систем (мероприятий 1.2 и 1.3) Открытое акционерное общество "Военно-инженерная корпорация"
  • в области индустрии наносистем
    (мероприятия 1.2 и 1.3);
    по мероприятиям 1.1, 3.2, 5.1
    Общество с ограниченной ответственностью
    "Инконсалт К"
  • в области энергоэффективности, энергосбережения и ядерной энергетики (мероприятия 1.2 и 1.3) Автономная некоммерческая организация “Национальный информационно – аналитический центр энергоресурсоэффективных технологий”
  • в области рационального природопользования (мероприятия 1.2 и 1.3) Общество с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие Губкинского Университета "Институт разработки месторождений углеводородов"
  • в области информационно-телекоммуникационных систем
    (мероприятия 1.2 и 1.3)
    Закрытое акционерное общество "Управляющая компания - ЦТТ "Северо-Запад"
  • в области наук о жизни
    (мероприятия 1.2 и 1.3)
    Закрытое акционерное общество "Научно-консалтинговая корпорация Концептуальных исследований и развития социально-экономических и информационных систем МетаСинтез"
  • по мероприятию 1.4 Открытое акционерное общество "Межведомственный аналитический центр"
  • по мероприятиям 3.1.1 и 3.1.2 федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере"
  • по мероприятиям 2.3, 3.3.1 и 3.3.2 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Государственный научно-методический центр"
  • по мероприятиям 2.1 и 2.2 Некоммерческое Партнерство "Аналитический центр международных научно-технологических и образовательных программ"

В 2018-2020 годах организации-мониторы осуществляли мониторинг проектов по направлениям приоритетов научно-технологического развития, определенным пунктом 20 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации

  • 20а - переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта Федеральное бюджетное учреждение "Российское технологическое агентство"
  • 20б - переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
    20д - противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
    20е - связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики
    Акционерное общество "Военно-инженерная корпорация"
  • 20в - переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
    20г - переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания
    Закрытое акционерное общество "Научно-консалтинговая корпорация Концептуальных исследований и развития социально-экономических и информационных систем МетаСинтез"
  • 20ж - возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук Общество с ограниченной ответственностью "Академия "СЭТ"
  • по мероприятия 2.1 и 2.2 Некоммерческое Партнерство "Аналитический центр международных научно-технологических и образовательных программ"
  • по мероприятия 2.3, 3.3.1, 3.3.2 федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Государственный научно-методический центр"
  • по мероприятия 3.1.1, 3.1.2 федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере"
  • по мероприятия 1.1, 3.2, 5.1 Общество с ограниченной ответственностью "Инконсалт К"

Координацию мониторинга Программы в целом и проектов по направлениям реализации Программы осуществляет Дирекция Программы - федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Дирекция научно-технических программ».